02.10 - 04.10.2018

ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / Футбольный манеж в г.Минске, пр.Победителей, 20/2

Концепция конференции


АКТУАЛЬНОСТЬ. Транспортно-логистическая отрасль играет особую роль в современной экономике, так как свободное и эффективное движение товаров и мобильность людей являются одними из важных условий формирования цифровой экономики. Цифровая трансформация отрасли затрагивает как развитие собственно транспортной инфраструктуры и транспортных средств, так и транспортно-логистических услуг, предоставляемых различным категориям пользователей.


В силу географического положения Республики Беларусь, как транспортного моста Восток — Запад, Север — Юг, транспортно-логистическая отрасль играет особую роль в экономике республики. Экспорт транспортно-логистических услуг вносит существенный вклад в экспортный потенциал Беларуси.

Глобализация и цифровизация международной торговли выдвинули новые требования к доставке товаров розничному потребителю с использованием глобальных площадок электронной коммерции. Цифровая трансформация транспортно-логистической отрасли ориентирована на эффективное управление цепочками поставок и цепочками формирования добавленной стоимости и играет важную роль в развитии международной кооперации.

В сфере международных и региональных пассажирских перевозок цифровизация обеспечивает безопасность и удобство пользования различными видами транспорта. На городском уровне интеллектуальные транспортные системы становятся базовым элементом умного города.

Цифровая трансформация транспортно-логистических процессов является основным источником повышения качества предоставляемых сервисов в сфере торговли и логистики. Переход к безбумажному взаимодействию между участниками торговых операций и цепочек поставок позволяет значительно сократить затраты, повысить скорость взаимодействия между партнерами и эффективность торговых операций.

Переход на электронное взаимодействие в международных цепях поставок позволяет значительно ускорить передвижение товаров и людей, сократить трудозатраты, повысить качество транспортного обслуживания. Скорость перемещения пассажиров и грузов во многом определяется темпами обработки сопроводительных документов и информации о грузах и пассажирах.

Контейнеризация является одним из главных направлений совершенствования мировой транспортной системы, так как позволяет значительно сократить время погрузки, выгрузки, доставки и в несколько раз повышает производительность труда. Стандартизация контейнеров позволяет унифицировать транспортный процесс и способствует развитию мультимодальных перевозок.

В последние годы неуклонно увеличивается объем транзитных контейнерных потоков в направлении Китай — Европа — Китай, что обусловлено ускоренным ростом электронной торговли. Контейнеризация различных видов транспорта и развитие мультимодальных перевозок привели к формированию «транспортных сухопутных мостов», которые проходят по территории Республики Беларусь.

В настоящее время международными организациями, национальными почтовыми операторами и таможенными органами разрабатывается проект по организации перевозки международных почтовых отправлений в универсальных контейнерах по железным дорогам. Успех этого проекта во многом зависит от качества предлагаемых сервисов: скорости и регулярности перевозок, сохранности перевозимых грузов. Для этого необходимо принятие организационных и технологических мер: обеспечить движение контейнерных поездов по твёрдым расписаниям, внедрить электронный юридически значимый документооборот, использовать «электронные пломбы» и RFID-метки для автоматической идентификации транспортных средств и почтовых отправлений.

Контейнеризация является одним из наиболее перспективных мировых направлений развития транспортной системы и главной стратегической целью развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь. Успех контейнеризации во многом определяется эффективным использованием информационных технологий: единых управляющих центров, технически оснащенных терминалов и центров управления логистикой.

Вопросам упрощения торговых процедур и регулирования электронного взаимодействия в сфере торговли и логистики уделяется большое внимание международными организациями (Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (ВТамО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный торговая палата (МТП), Ассоциаций GS1, IATA, International Union of Railways, Международной федерации экспедиторских ассоциаций FIATA, United Nations Commission on International Trade Law и др.).

В Республике Беларусь также предпринят ряд существенных шагов для перехода к электронным коммерческим операциям и электронному взаимодействию субъектов хозяйствования и государственных регулирующих органов. Используются электронные накладные, электронные счета-фактуры, электронное декларирование, внедрены технологии EDI и ЭДО. В настоящее время актуальной задачей является объединение существующих фрагментов безбумажной торговли в единую Национальную систему безбумажной торговли и создание электронных цифровых коридоров для взаимодействия Республики Беларусь с зарубежными партнёрами и развития транзитного потенциала.

Для реализации поставленных задач цифровой трансформации транспортно-логистической отрасли Республики Беларусь требуется участие различных регулирующих госорганов и эффективное межведомственное взаимодействие.

Для обеспечения бесшовного электронного транснационального взаимодействия необходимо решение ряда вопросов по гармонизации национальных законодательств, унификации транспортного права и перехода на международные стандарты информационного обмена.

Обсуждение вышеперечисленных тем является одной из основных целей данной конференции.